Судьба истребителя F-22 под вопросом

Первоначально программой разработки истребителя F-22 сто­имостью $26,2 млрд. предусматривалась постройка 750 самоле­тов. Позднее объем производства был сокращен до 648 машин, но стоимость программы взлетела до $86,6 млрд. В сентябре 1983 г. Пентагон принял решение уменьшить число серийных ис­требителей до 438 штук, а стоимость программы - до $71,6 млрд. В мае 1997 г. был опубликован отчет министерства обороны о перспективах развития вооруженных сил (QDR-1997), в котором число серийных истребителей уменьшили до 339. Одновремен­но всю программу оценили в $58,3 млрд. В июле 1999 г. было предложено отложить на два года финансирование постройки первых шести серийных истребителей для того, чтобы получить средства на сохранение численности летного состава и выполнение других военных программ.

Некоторые полагали, что всего будет построено 125 самолетов, что превратит «Рэптор» в своеобразную «золотую пулю» в качестве дополнения к истребителе F-15 и F-35 (JSF). Однако накануне третьего тысячелетия появилась цифра 322 - именно столько «Рэпторов» ВВС решили до 2011 г. Их планировалось поставлять десятью партиями. С учетом девяти предсерийных машин (построенных по программе EMD) и восьми самолетов в серийной комплектациями (PRTV) получается упомянутая выше цифра 339.

Несмотря на твердое решение ВВС будущее программы F/A-22A.I сих пор туманно. В августе 2001 г. комиссия по военным закупкам министерства обороны (DAB) одобрила начало программы серийно выпуска самолета с малым темпом (программа LRIP). Эту программ хотели начинать дважды: сначала в 1998 г., а потом в 1999 г. По этой программе предусматривалось построить более 90 машин. Как говорилось ранее, из-за задержек в поставках предсерийных самолет начало их эксплуатационных испытаний было перенесено на anpeль 2003 г. Поэтому Пентагон не смог тогда дать разрешение на полном масштабное производство, намечавшееся на 2004 г.