Страница былой славы - Каспийский монстр или Советский Титаник


Сколько таких советских открытий остались на полках истории, сейчас только нефть и газ - заботят умы правительства. Нужно помнить и стремиться вернуть хорошее в настоящее.
«Советским Титаником» можно назвать проект, запущенный в 1964 году в конструкторском бюро Р.Е. Алексеева. Задача перед конструкторами стояла очень серьезная – создание самого большого в мире летательного аппарата. К тому же создавался не обычный самолет, а экраноплан, или судно на динамической воздушной подушке.

Окрыленные успехами в покорении космоса, советские авиаконструкторы приступили к разработке «корабля-макета» – впрочем, аббревиатура «КМ» иностранными спецслужбами была расшифрована иначе: «Каспийский монстр».

Действительно, экраноплан проходил испытания на специально созданной испытательно-сдаточной станции в районе Каспийска; что же касается прозвища «монстр» – судите сами: размах крыла самолета составил 37,6 метров, длина его превышала 90 метров, а максимальная взлетная масса равнялась 544 тоннам – это был, безусловно, самый тяжелый самолет на планете.

Испытания КМ проводились в течение пятнадцати лет. В 1980 году из-за ошибки пилотирования экраноплан потерпел крушение; к счастью, обошлось без человеческих жертв. Впоследствии попыток восстановления или создания нового экземпляра не осуществлялось. «Каспийский монстр» стал одной из ярких страниц истории отечественного воздухоплавания.