SIPA S.200 Minijet - редкие фото старого самолёта


Самолет-"мультяшка", "микровампир". Франция, учебно-тренировочный и связной самолет, первый полет 14 января 1952. Изготовлено 7 прототипов. Первый цельнометаллический реактивный "тренер".

После появления в конце Второй мировой войны первых реактивных самолетов, понадобились и учебные машины с ТРД. Как правило, конструкторы поступали просто - на базе реактивных истребителей разрабатывали двухместный вариант. Но для первоначального обучения идеально подходил небольшой и дешевый самолет с маленьким расходом топлива. Один из первых реактивных "малышей" был построен во Франции сразу после войны.

Авиационная фирма SIPA (Societe Industrielle Pour l'Aeronautique) приступила к работе над проектом S.200 в начале 1951-го. На выбор компоновки, видимо, повлиял английский Де-Хевиленд "Вампир", летавший с 1943-го, и французские конструкторы для своего цельнометаллического самолета выбрали такую же двухбалочную схему с коротким фюзеляжем. При такой компоновке небольшой ТРД Турбомека "Палас" с тягой всего 150 кгc ставился в задней части фюзеляжа. Соответственно отпадала необходимость в длинных воздуховодах, снижавших тягу.

Каплевидная кабина выполнялась двухместной с откидным вперед остеклением. Инструктор и курсант сидели рядом и каждый имел свою ручку управления. Крыло с небольшой стреловидностью по передней кромке оснащалось закрылками. Нерегулируемые воздухозаборники находились в корневой части центроплана. К крылу крепились две балки овального сечения, заканчивающиеся килями и соединенные стабилизатором с рулем высоты. Трехопорное шасси с носовой стойкой убиралось в фюзеляж, а под двигателем имелось дополнительное неубираемое колесико, защищавшее выступающее сопло на взлете и посадке.

Получив, кроме индекса S.200, еще и имя "Миниджет", первый прототип впервые взлетел в январе 1952-го с аэродрома Виллакобли под управлением Роджера Ланэ. Еще до этого события реактивного "малыша" продемонстрировали в июне 1951-го на авиасалоне в Ле Бурже (естественно, только на стоянке). Маленький самолетик (с взлетным весом 707 кг) летал довольно уверенно, показав максимальную скорость 430 км/ч.

Во время испытаний в конструкцию внесли ряд изменений. Кабина получила новый фонарь с откидывающимися вбок и вверх застекленными дверцами. Хвостовые балки усилили, кили выполнили чуть другой формы, а вместо колесика под двигателем установили металлическую лыжу.

Руководство фирмы SIPA надеялось заинтересовать своим S.200 различных покупателей. "Миниджет" мог использоваться, как учебный или связной самолет, или же в качестве экзотического транспортного средства для авиатуристов. Однако ни военные, ни гражданские заказчики особого интереса к необычному самолету не проявили.