Московское аэротакси 2011-2012гг

В августе сотрудники Москомархитектуры заявили, что согласно Генплану развития города на 2011 – 2012 годы в нашем мегаполисе должно появиться восемь вертолетных площадок, предназначенных для стоянок аэротакси. Мы решили выяснить: неужели вертолетная авиация над столицей наконец станет реальностью? Сколько это будет стоить и где гарантия, что крылатые махины не рухнут на головы москвичей?

В Америке уже давно над всеми крупными городами, такими, например, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес, летают вертолетные маршрутки. Они развозят пассажиров по разным концам мегаполиса.

- В Америке после терактов 11 сентября 2001 года воздушное пространство над городом было закрыто всего около недели, – рассказали в НИИ Гражданской авиации. – Потом вертолетным такси вновь разрешили летать и развозить пассажиров, потому что иначе город бы просто встал. У нас, кстати, через год-другой Москва тоже может быть парализована, и столица превратится в одну большую пробку.

Сейчас летать над Москвой имеют право лишь Президент России и спецслужбы, включая милицию и МЧС. Для всех остальных воздушное пространство закрыто. Частные вертолеты поднимаются в воздух и летают только в области, за МКАД. Между тем их уже порядка 1500 – именно столько зарегистрировано в Росавиации. Впрочем, и падают они с завидной регулярностью.

22 августа этого года, например, в воздух поднялся частный вертолет, за штурвалом которого находился московский бизнесмен весом 160 килограммов. А людям с таким весом категорически запрещено взлетать – таковы нормы эксплуатации вертолетов. Однако сотрудники аэроклуба, который занимался обслуживанием частного вертолета, не решились перечить клиенту. В итоге вертолет вместе с хозяином упал.

- При взлете машина начала раскачиваться, – рассказывают очевидцы событий. – Ручка управления уперлась в живот бизнесмену, и уже успевший подняться в воздух вертолет резко дернулся вперед. В итоге он рухнул на два других вертолета, стоящих на взлетной полосе. У одного сломались лопасти, у второго – кабина вдребезги. К счастью, люди не пострадали.

- С моим вертолетом тоже было ЧП, – рассказывает предприниматель Андрей Виноградов. – Машина обслуживается на аэродроме одной из столичных вертолетных компаний, там же я проходил обучение пилотированию. Во время тренировочного полета из-за ошибки пилота компании мы упали на землю. К счастью, все остались живы, но отремонтировать вертолет уже невозможно. Чтобы я не подал в суд, администрация вертолетной компании заверила, что за разбитую машину будет выплачена компенсация, однако я до сих пор не видел своих денег.

ОТ «РЕЧНОГО ВОКЗАЛА» ДО «ЮГО-ЗАПАДНОЙ» – ЗА 3 ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ

Еще в 2006 году, когда правительство Москвы думало над идеей создания в столице аэротакси, бывший мэр Юрий Лужков был против. Градоначальник считал, что необходимость согласований и получения разрешений на каждый полет лишает смысла саму идею вертолетного такси. Потом, по его словам, в городе может ухудшиться экологическая обстановка по уровню шума. Ну и, наконец, такие полеты, по словам чиновников, экономически невыгодны для пассажиров. По тем меркам один час полета стоил более 600 долларов.

- Какой дурак полетит, я извиняюсь, за такие деньги? – сказал тогда Лужков.

Но прошло время, и ситуация изменилась. Сейчас авиационные специалисты, подсчитывая стоимость полета, пришли к выводу, что все не так уж и дорого.

- Час полета (а это порядка 240 километров) обходится в 12 – 15 тысяч рублей, – рассказывает сотрудник НИИ Гражданской авиации Виктор Котенко. – Считаем: полчаса – 6 – 7 тысяч. Следовательно, 15 минут лета – еще дешевле, 3 – 4 тысячи. А если учесть, что в вертолете располагаются четыре пассажирских кресла, то получается совсем бюджетно. Для бизнесменов, политиков, чиновников, топ-менеджмента это вполне приемлемая цена. Многие с большим удовольствием заплатят 2 – 3 тысячи рублей, чем три – четыре часа будут стоять на Ленинградке и опаздывать на важные встречи. Плюс ко всему добираться от одного аэропорта до другого станет намного легче – 30 минут против трех-четырех часов. А цена за такси, если ехать по городу, получится примерно такой же…

ГРАНДИОЗНЫЕ ПЛАНЫ

Год назад чиновники определили 35 мест для вертолетных стоянок. Потом, после долгих исследований, они решили оставить только восемь из них. Стоянки будут располагаться возле рек Яузы, Неглинки, Москвы-реки. Посадочные же площадки появятся на крышах высотных зданий. Сейчас подбираются места. Каждая площадка будет принимать 5 – 7 вертолетов, которые начнут вылетать и приземляться через каждые полчаса – почти как маршрутки. Или по мере заполняемости. А чтобы шум не сильно мешал жителям города, вертолеты будут летать над городом только днем и на высоте не меньше 100 – 200 метров над землей.

Что касается безопасности, то все вертолеты оборудуют двумя двигателями. Если один заглохнет – второй будет работать. Таким образом, вертолет не упадет на город, а хотя бы долетит до какой-нибудь крыши. Кроме того, сейчас прорабатывается система контроля полетов. Диспетчеры будут определять маршрут и задавать высоту каждой машине.

По словам экспертов, аэротакси позволит существенно разгрузить московские улицы. Главное – открыть воздушное пространство над столицей. Причем разговоры об этом в Госдуме уже ведутся. Есть уже и компании, готовые заниматься этим видом бизнеса. Так что, вполне возможно, через год-два мы уже будем добираться на работу на вертолетах.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Роман ГУСАРОВ, директор портала avia.ru: «Опасности подвергается весь город»

- Авиатакси над Москвой – это реально, но маловероятно. В Москве очень много режимных объектов, полет над которыми запрещен. Как тут быть? И вообще создавать такси для того, чтобы возить какую-то группу лиц из офиса домой, нелогично, ведь опасности может быть подвергнут весь город. Понимаю, если летать на вертолетах, например, из области в аэропорты. Но возникает вопрос: как сделать так, чтобы маршруты прилетающих в аэропорты самолетов и вертолетов не пересекались?

Владимир ГЕРАСИМОВ, летчик-испытатель, специалист по безопасности полетов: «Массовым это такси не станет»

- Пространство над Москвой закрыто военными. Захотят ли они его открыть? Ну и потом, кроме проблем безопасности, возникает еще одна проблема: насколько это экономически выгодно? Массовым это такси не станет. И немаловажный фактор – погода. Зимой, в дождь и снег, вертолету летать трудно. Значит, машина будет стоять. Получается, основные перевозки упадут на лето, а летом в Москве пробок все-таки поменьше – народ-то разъезжается.