М-24-14 конструкции Иванова


В 1931 году опытный рабочий и старый большевик завода №24 Иванов А.Б. предложил в письме к Правительству СССР и лично к т.Сталину построить на своем родном заводе двигатель своей конструкции. Четырнадцатицилиндровый однорядный мотор воздушного охлаждения М-24-14 (мотор 24го завода 14и цилиндровый) имел одну особенность - каждые два его цилиндра работали синхронно на один шатун. Что позволяло снизить нагрузки на основной шатун, упростить конструкцию мотора. Неизбежное увеличение диаметра двигателя Иванов отвергал использованием в конструкции компактной схемы передачи силы на коленвал. Что это была за схема - неизвестно, но по видимому она оказалась неудачной. Ибо первый двигатель М-24-14, построенный в апреле 1935 года, никакой компактностью не отличался - его диаметр был более полутора метров. Судя по сохранившемся письмам Иванова к т.Сталину автор рассчитывал получить как минимум 2000л.с. на своем моторе. Необходимо заметить. что постройка, испытания и доводка двигателя осуществлялась совместно с Петровым В.Г., опытным инженером завода №24 с мутной классовой принадлежностью. Видимо именно из-за нее Петров неоднократно скептически высказывался о двигателе Иванова, однако решительно высказаться об авантюрности проекта он не решался и продолжал трудится над перспективным мотором.
На заводских испытаниях М-24-14 показал мощность 450л.с. Пока не разрушился на 8ом часу работы.

Из-за ограниченности финансирования (суперзвезда не была приоритетной работой) производство второго экземпляра шло медленно и завершилось в декабре 1936 года. Проработал мотор дольше - 18 часов. Удалось снять в ходе замера 560л.с. с вала. Иванов А.Б. стал подозревать Петрова во вредительстве. Однако резонно предполагая, что написав на В.Г.Петрова донос инженера уберут и вряд ли кого дадут на его место, а значит М-24-14 лишится финансирования, Иванов А.Б. не проявлял должной бдительности.
Третий экземпляр в мае 1937 дал на испытаниях 1000л.с. Ресурс его составил 30 часов. С этими результатами очередная порция писем с обещаниями "достичь, выполнить, перевыполнить" в Кремль от Иванова была подкреплена уже хоть какими то реальными цифрами. Кремль поддержал пролетария-самоучку. Что дало основания выпустить НКАПу задание на проектирование истребителя под двигатель М-24-14 обладающего расчетной мощностью 1400л.с. на взлете и 1150 л.с. на высоте в 2500м. Задание было дано Харьковскому Авиационному Институту, где и был разработан студентами и аспирантами под руководством преподавателя вуза профессора Сидорова Д.Е. проект Истребителя Y.
Большой диаметр двигателя заставил коллектив Сидорова идти на различные ухищерения, дабы компенсировать большое аэродинамическое сопротивление. Двигатель разместили в средней части фюзеляжа, в носовой части размещалась батарея из трех 12,7мм пулеметов. Фонарь кабины пилота был максимально обжат. Хвостовое оперение - двухкилевое, максимально вынесено "из тени" фюзеляжа. Крыло простой в плане формы, самолет по схеме - среднеплан.

В июне 1938 года был готов ярко раскрашенный планер самолета. А двигатель к самолету готов не был. Только в конце 1938 был поставлен был шестой экземпляр М-24-14 мощностью 1000л.с. на взлете. К этому времени к мотору приспособили редуктор и одноступенчатый односкоростной нагнетатель оригинальной разработки КБ завода №24. На 2 февраля 1939 года был запланирован первый полет И-Y. Самолет уже выкатили на аэродром, но при запуске двигателя произошла очередная его поломка. После этого конфуза всякие работы над М-24-14 закончились, самолет был разобран, а В.Г.Петров безвозвратно уехал в Коми АССР валить лес. А.Б.Иванов же продолжал трудится на заводе, не раз получал грамоты, премии, вымпела и медали.

ТТХ И-Y

Длина, м 6,5
Размах крыла, м 8,3
Площадь крыла, м2 11
Масса взлетная, кг 1850
Максимальная скорость, км/ч 550
Потолок, м 10000
Дальность полета, км 1000

Вариант конца 1938 года с одним сверхскорострельным двухствольным 7,62мм пулеметом ГиперШКАС. 2. Вариант с тремя 12,7мм пулеметами.

Гостиница Байкал Москва официальный сайт цены
Карты Москвы. Ассоциация - отдых на Байкале
vash-baikal.ru
Перегородки для офисов Триплан
Техническая информация по строительным материалам и технологиям Прайс-лист
alkon.ru
Окна пластиковые леруа мерлен
Мансардные окна. Пластиковые окна
euromontazh.ru