История парапланов

Первые парапланы:

 

"Чудище" на фото разработал в середине 60-х годах прошлого
века некто Дэйв Бэрриш (Dave Barrish), американский авиационный инженер и
изобретатель. Крыло имело двойную поверхность примерно до 15% хорды
(что хорошо видно на фото). Макс. качество -- около 4.2 (!!). Первые же
прототипы оказались достаточно безопасными, относительно летучими и
манёвренными -- хотя, по словам Бэрриша, "без посадок на деревья не
обходилось".



Своё крыло Бэрриш разработал для нового вида спорта --
Slope Soaring (полёта вдоль склона), он рассчитывал таким образом
загружать летом горнолыжные курорты. Полёт должен был проходить на малой
высоте над склоном, возможно, с облётом вешек а-ля горнолыжный слалом.



Несмотря на удивительно удачную конструкцию и большую
активность Бэрриша, который со своим новым аппаратом объездил многие
известные американские горнолыжные курорты, интереса у публики в 60-х
годах вызвать не удалось. Поняв бесперспективность разработки в
ближайшем будущем, Бэрриш прекратил рекламные поездки по курортам, но
продолжил разработки. Он изобрёл такие общеизвестные сейчас технические
решения, как косые нервюры и частично закрытая передняя кромка -- причём
в 70-х годах! Тогда его изобретения не были оценены по достоинству и
могли бы быть забыты, если бы не зарождение массового парапланеризма в
Европе в середине 80-х.



В конце 80-х Бэрриш, не прекращавший всё это время
работать над парапланами, съездил в отпуск в Европу и был приятно
удивлён тем, что увидел в разных местах довольно много парапланов и
парапланеристов. Впрочем, амбиций по выходу на европейский рынок со
своими наработками он к тому времени уже не имел, предпочитая возиться с
парапланами на досуге.



Тем временем парапланеризм стремительно проходил путь от
прыжков со склонов на спортивных парашютах к парению и маршрутам.
Появились у этого спорта и первые историки, в частности, француз Гзавье
Мурийо (Xavier Mourillo), который написал книгу "Безумная история
параплана" (La folle histoire de parapente).



В процессе работы над книгой Гзавье наткнулся на одно из
изданий "Парашютного справочника" Дэна Поинтера (Dan Pointer's Parachute
Manual), где был описан "оригинальный способ проверки парашютов после
ремонта" -- фактически полёт на параплане со склона. Глава была
проиллюстрирована несколькими фото, в том числе и фотографией первого
удачного параплана Бэрриша.



Гзавье очень заинтересовался фотографией, однако разыскать
создателя крыла было непросто. После своих неудачных попыток сделать на
парапланах бизнес Бэрриш ушёл в тень, и информацию о нём пришлось
собирать по крупицам. В результате Мурийо вышел на Бэрриша только в
конце 90-х, специально съездил в США и взял у Бэрриша интервью, которое
перевернуло историю парапланеризма.



В 2001 году Дейв Бэрриш был почётным гостем Кубка Икара.
Несмотря на возраст (к тому времени Бэрришу уже перевалило за 80), он
привёз с собой очередной прототип двухрядной схемы (!) с удлинением
более 8 (!!) и облётанный им самим (!!!)... Безумная история парапланов
продолжается...



P.S. "Я не удивлюсь, если окажется, что какие-нибудь парни
в России сделали это раньше меня". Д. Бэрриш. Из интервью Гзавье
Мурийо.