Дирижабли в России начала XX века


Первый дирижабль России "Учебный" - 1908 г.
Дирижабль "Учебный" построен в России в 1908 году.
Объем оболочки 2.000 куб.м., длина 40 м, диаметр 6,6 м, макс. скорость 21 км/ч.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Лебедь" - 1909 г.

Дирижабль "Лебедь" был куплен у Франции (первоначальное название "Lebaudy", постр. 1908). Это был первый дирижабль, заказанный военным ведомством за границей.
Объем оболочки 4.500 куб.м., длина 61 м, диаметр 11 м, макс. скорость 36 км/ч.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Кречет" ("Комиссионный") - 1910 г.

Дирижабль "Кречет" ("Комиссионный") построен в России в 1910 году.
Объем оболочки 6.900 куб.м., длина 70 м, диаметр 11 м, макс. скорость 43 км/ч.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.




Дирижабль "Беркут" был куплен у Франции (первоначальное название "Clement-Bayard", постр. 1910).
Объем оболочки 3.500 куб.м., длина 56 м, диаметр 10 м, макс. скорость 54 км/ч.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Голубь" - 1910 г.

Дирижабль "Голубь" был построен в России в 1910 году на Ижорском заводе в Колпино под Петроградом по проекту профессоров Боклевского, Ван-дер-Флита и инженера В. Ф. Найденова при участии капитана Б.В. Голубова.
Объем оболочки 2.270 куб.м, длина 50 м, диаметр 8 м, макс. скорость 50 км/ч.
Во время Первой мировой войны на нем было сделано несколько разведывательных полетов, но за линию фронта "Голубь" не залетал. В октябре 1914 года дирижабль эвакуировали в Лиду, где он был разобран. Летом 1916 года дирижабль был снова собран, однако он стоял на открытом биваке и во время шторма у него лопнула оболочка.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Ястреб" - 1910 г.

Дирижабль "Ястреб" был построен в России в 1910 году акционерным обществом «Дукс» в Москве. Конструктор А.И. Шабский.
Объем оболочки 2.800 куб.м, длина 50 м, диаметр 9 м, макс. скорость 47 км/ч.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Чайка" - 1910 г.

Дирижабль "Чайка" был куплен у Франции (первоначальное название "Zodiac-VIII", постр. 1910).
Объем оболочки 2.140 куб.м., длина 47 м, диаметр 9 м, макс. скорость 47 км/ч.
Фото из книги "Jahrbuch Der Luftfahrt". - Germany, 1912.

Дирижабль "Коршун" - 1910 г.

Дирижабль "Коршун" был куплен у Франции (первоначальное название "Zodiac-IX", постр. 1910).
Объем оболочки 2.140 куб.м., длина 47 м, диаметр 9 м, макс. скорость 47 км/ч.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.


Дирижабль "Гриф" - 1910 г.

Дирижабль "Гриф" был куплен у Германии (первоначальное название "Parseval PL-7", постр. 1910).
Объем оболочки 7.600 куб.м., длина 72 м, диаметр 14 м, макс. скорость 59 км/ч.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.


Дирижабль "Форсман" - 1911 г.

Дирижабль "Форсман" - самый маленький в мире. Был заказан в Швеции русским военным ведомством. Планировалась закупка еще нескольких дирижаблей этого типа для несения разведывательной службы в русской армии. Был ли этот дирижабль доставлен в Россию - неизвестно.
Объем оболочки всего 800 куб.м., длина 36 м, диаметр 6 м, макс. скорость 43 км/ч.
В связи с малым объемом гондола отсутствовала, вместо нее использовалась доска для сидения пилота и механика. Вес мотора - 38 кг при мощности 28 л.с.
Фото из книги "Jahrbuch Der Luftfahrt". - Germany, 1912.


Дирижабль "Кобчик" - 1912 г.

Дирижабль "Кобчик" был построен в России в 1912 году на заводе "Дюфлон, Константинович и Ко", конструктор Немченко.
Объем оболочки 2.150 куб.м, длина 45 м, диаметр 8 м, макс. скорость 50 км/ч.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Сокол" - 1912 г.

Дирижабль "Сокол" был построен в России в 1912 году на Ижорском заводе.
Объем оболочки 2.500 куб.м, длина 50 м, диаметр 9 м, макс. скорость 54 км/ч.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.


Дирижабль "Альбатрос" - 1912

Дирижабль "Альбатрос" был построен в России в 1912 году на Ижорском заводе.
Возвышение в носовой части дирижабля - пулеметное гнездо.
После одного пробного полета на стоянке в эллинге у "Альбатроса" лопнула оболочка. Дирижабль переделали и сменили название на "Альбатрос-II".
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Альбатрос-II" - 1913 г.

Дирижабль "Альбатрос-II" был построен в России в 1912 году на Ижорском заводе.
Объем оболочки 9.600 куб.м, длина 77 м, диаметр 15 м, макс. скорость 68 км/ч.
Возвышение в средней части дирижабля - пулеметное гнездо.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Астра" - 1921 г.

Дирижабль "Астра" был куплен у Франции (первоначальное название "Astra-XIII", постр. 1913).
Объем оболочки 10.500 куб.м., длина 78 м, диаметр 15 м, макс. скорость 59 км/ч.
На "Астре" во время Первой мировой войны было сделано 6 боевых полетов за линию фронта.
Осенью 1920 года в дер. Сализи (близ Петербурга) Воздухоплавательный отряд приступил к сборке дирижабля "Астра", купленного царским правительством у Франции и хранящегося на складе Воздухоплавательной школы с 1915 года. Дирижабль "Астра" переименовали в "Красную звезду".
Фото из альбома "Труды высшей военно-воздухоплавательной школы". - Петроград, 1921.

Дирижабль "Кондор" - 1913 г.

Дирижабль "Кондор" был куплен у Франции (первоначальное название "Clement-Bayard", постр. 1913).
Объем оболочки 9.600 куб.м., длина 88 м, диаметр 14 м, макс. скорость 55 км/ч.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Парсеваль-II" - 1913 г.

Дирижабль "Парсеваль-II" (по другим данным он назывался "Буревестник") был куплен у Германии (первоначальное название "Parseval PL-14", постр. 1913).
Объем оболочки 9.600 куб.м., длина 90 м, диаметр 16 м, макс. скорость 67 км/ч.
Этот дирижабль обладал наилучшими летными данными из всех имевшихся у России до 1915 года.
Весной 1915 года дирижабль был разобран.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Гигант" - 1915 г.

Дирижабль "Гигант" был построен в России в 1915 году Балтийским заводом в эллинге в дер. Сализи под Петроградом.
Объем оболочки 20.500 куб.м, длина 114 м, диаметр 17 м, макс. скорость 58 км/ч.
Этот крупнейший из построенных в царской России дирижаблей потерпел аварию в первом же пробном полете.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Черномор-1" - 1916 г.

Дирижабль "Черномор-1" был куплен у Англии (первоначальное название "Coastal", постр. 1916).
Объем оболочки 4.500 куб.м., макс. скорость 80 км/ч.
Всего в Англии было заказано 4 дирижабля типа "Coastal".
"Черномор-1" и "Черномор-2" сделали несколько полетов.
"Черномор-3" сгорел в эллинге, так и не сделав ни одного вылета.
"Черномор-4" не был собран.
Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. 1925.

Дирижабль "Черномор-2" - 1916 г.

Дирижабль "Черномор-2" был куплен у Англии (первоначальное название "Coastal", постр. 1916).
Объем оболочки 4.500 куб.м., макс. скорость 80 км/ч.
В одном из пробных полетов отказал один двигатель. Было принято решение произвести посадку на аэродроме Качинской авиашколы. При посадке отказал и второй двигатель. Несмотря на это, посадку все-же совершили. Из-за усиливавшегося ветра и отсутствия места для безопасной стоянки дирижабль "Черномор-2" был разобран. После этого он так и не был собран вновь.
Фото из альбома "Труды высшей военно-воздухоплавательной школы". Вып. №3 - Петроград, 1921.