Багаж в аэропорте - его путь


Начнём с того, что бывает три вида багажа. Первый - ручная кладь (carry on), которая летит с вами в салоне (cabin), её проверяют вместе с вами и вы полностью отвечаете за её логистику. Каждый перевозчик (читать — авиакомпания) устанавливает свои правила на размер и вес ручной клади (часто рядом со стойкой регистрации есть специальная «клетка», если сумка в неё влезет — можно брать с собой, если не влезет — нужно сдавать «в багаж»). Второй - багаж, который вы сдаёте при регистрации и который может быть обработан в автоматическом (полуавтоматическом) режиме. Это — сумки Louis Vuitton, чемоданы Samsonite, клетчатые «челночные» сумки, обмотанные скотчем коробки из под телевизоров Pawasonic и т. п. Третий — негабаритный багаж, который по законам геометрии или физики, а скорее и по тем и по тем, обработать в автоматическом режиме не представляется возможным. Хорошим примером могут служить лыжи, сноуборды, неразборные велосипеды и тому подобные объемные или нестандартные вещи.

Давайте посмотрим, что происходит в случае с автоматической обработкой.

На стойке регистрации ваш чемодан взвешивается и ему присваивается определённый номер, который заносится в общую базу данных и закодирован в штрих-коде. Во избежание недоразумений, после получения багажа в конце полёта, проехавшись в такси или на общественном транспорте и продемонстрировав всем бирку с гордым видом: «смотрите, я летал на самолёте», бирку желательно сорвать и выбросить. Так как в следующий раз, если вы сдадите в багаж сумку, а на ней где-нибудь случайно окажется второй другой штрих-код, в принципе, ничего страшного не произойдет, но это может увеличить время обработки вашей сумки, так как система направит её на ручной контроль. К аэропортам в нашей стране это практически не относится, так как у нас сейчас их только два с подобной системой, к сожалению.

Девушка отправляет ваш чемодан на движущуюся ленту, задача которой - доставить вашу поклажу вниз, на досмотр и сортировку. На картинке под №1 мы видим чемодан, который съехал вниз и направляется в сканер. Сканер — машина, которую нельзя фотографировать. Её задача обнаружить в багаже запрещённые предметы. Если в чемодане ничего не обнаружено, сумка проезжает дальше на сортировку, это показано на картинке №2.

Если у сканера будет хотя бы малейшее подозрение на наличие в сумке какого-то запрещенного предмета — взрывчатых веществ, наркотиков, драгоценностей в большом количестве, биологически активных компонентов, радиоактивных веществ, он направит этот багаж на «большой круг» с помощью специальной выдвижного отбойника, как показано на рисунке №3.

Как радиатор в машине, система имеет два «круга» - большой и маленький. Большой круг состоит из нескольких дополнительных сканеров, каждый более чувствительный к тем или иным запрещенным веществам. Если подозрение с сумки будет снято в автоматическом режиме, система сама вернёт этот багаж на ленту транспортира, который отвезёт его в зону сортировки. Если подозрения не будут сняты автоматически, сумка попадёт в изолированный накопитель, где с ним уже будут работать специально обученные люди.

Невольно возникает вопрос: а что если после того, как кто-то сдаст багаж, его кто-нибудь снимет с ленты и доложит туда, например, бомбу. Ответ: даже если после сканера кто-нибудь снимет с ленты сумку и что-нибудь туда доложит, система автоматически направит её на «большой круг» досмотра на чувствительные сканеры. Почему? Потому что система отслеживает движение каждой сумки и поняв, что багаж кто-то трогал, сразу записывает её в категорию подозрительных.

Как система отслеживает движение сумок? Через определённые промежутки на ленте стоят лазерные сканеры, которые снимают показания штрих-кодов а так же положение каждого чемодана на ленте. Система знает, что пройдя контрольную точку C, чемодан должен приехать в контрольную точку D через, например, 5.64 сек. и в положении лёжа на боку под углом 124 градуса к ленте по ходу движения. Если хотя бы один из этих параметров не совпадёт, значит есть подозрение, что его кто-то трогал, со всеми вытекающими.

После прохождения досмотра, багаж отправляют на сортировку. Есть два уровня сортировки, если первый уже загружен, система автоматически направит сумки на второй уровень через систему лифтов, как показано на картинке №4. Система сортировки выглядит вот так.

Сумка едет по ленте, перебрасывается на другие ленты, в общем, основная задача — попасть в нужную зону погрузки, где люди, соблюдая баланс, загрузят её в контейнеры, которые уже поедут в чрево самолёта. А вот что, если загрузка борта ещё не началась, куда будут сыпаться сумки? Никуда. Сумки поедут автоматом в накопитель, где будут лежать пол-часа, час или больше и ждать своего часа (каламбур). Когда загрузка контейнеров на рейс начнётся, система сама «вынет» нужные сумки из накопителя и довезёт их до нужного контейнера.

Иногда бывает, что автоматическая система обработки багажа даёт сбой. Например, всем известный случай с вводом в эксплуатацию нового терминала лондонского Хитроу. Такие часы — кошмар для аэропортовых служб, всё начинают делать вручную. Но такие случаи очень редки, да и трафик наших аэропортов очень небольшой (относительно зарубежных хабов), поэтому в нашей стране вы вообще вряд ли что-то заметите.

После загрузки багажа в контейнеры, куда сверху запихивается и негабаритный (не обязательно тяжёлый) багаж, контейнеры отвозятся на погрузку этими маленькими машинками, похожими на машинки с поля для гольфа. Перевозить багаж можно разными способами: в специальных контейнерах со скошенным нижним углом (самолёт-то круглый) для определённого типа самолётов (по типу контейнеров для судов-контейнеровозов, только поменьше); в «корзинах» «россыпью» (вот отсюда сумки иногда падают) и в закрытых вагончиках тоже «россыпью».

Когда вы уже сидите в самолёте, на улице бригады рабочих загружают самолёт. Из-за этого могут образовываться толчки и звуки неопределённого, как людям кажется, генеза. Это заставляет боящихся летать людей ещё больше нервничать («отвалился двигатель», «пьяный техник колесо прикручивает» и т. п.). Волноваться не надо, вы же, положив что-то в багажник, закрываете его. Так вот и грузовые люки самолёта тоже закрываются, что бы ваши сувениры на лету не выпали.

Погрузка багажа в маленький самолёт, например Ту-134, выглядит приблизительно вот так.

Большой самолёт, например Боинг-767, в зависимости от конфигурации, поглощает больше 20 вот таких контейнеров, может иметь специальный отапливаемый накопитель для перевозки ваших любимцев — кошечек, собачек и других безопасных и не особо больших животных. Загрузка Боинга-767 с земли выглядит вот так.

Однако, оставим на минуту багаж пассажиров и телепортируемся в терминал «Домодедово-Карго», который отвечает за пересылку грузов (и животных тоже). Вообще, каждый раз, когда я слышу слово карго, мне вспоминается анекдот: «Why when you transport something with a ship it calls cargo, but when you transport something with a car it calls shipping?».

В карго терминале для небольших грузов установлена похожая система лазерного обмера багажа, пока коробочки прокатываются по ленте, они ещё и взвешиваются.

В карго терминале есть автоматическая система сортировки багажа. Однако, из-за разных габаритов многие предметы сортируются вручную.

Лирический интеррапт: в центральном хабе FedEx в Мемфисе (США) действует автоматическая система сортировки коммерческого багажа, построенная по описанному в самом начале принципу. Существует три типа грузов: корреспонденция, обычные и негабаритные. Все они едут по таким же лентам. Именно для того терминала была изобретена «разгонная система» - когда на «главную дорогу» нужно забросить какую-нибудь коробку со «второстепенной дороги». Коробка на «второстепенной дороге» подъезжает и ждет своей очереди - «уступает дорогу». Когда система понимает, что для неё есть место на основной ленте, она разгоняет коробку и «вбрасывает» в свободное место на «главной дороге». Эта технология используется и в пассажирском терминале Домодедово в сортировочной зоне. Конец интеррапта.

После палетирования и прохождения всех таможенных формальностей грузы могут уехать на погрузку в самолёты, а могут и на склад — ожидать своей очереди. Склад похож на склад Икеа. :) Туда-сюда носятся кары-погрузчики. Кстати, кто не знает, выучите как он будет по-английски, может пригодится: forklift (fork — вилка, lift — погрузчик). Здесь нет автоматизированной складской системы как, например, на заводе Фольксваген в Германии, поэтому карами управляют люди. Однако, в любом случае, у каждого груза есть строго определённое место - «адрес» (ряд такой-то, место такое-то), который проставлен во всех сопроводительных документах.

Иногда попадаются и не совсем обычные грузы, с которым нужно делать не совсем обычные вещи. Какие это грузы и что с ними делать написано на каждом шагу.

В любом случае, финал каждой коробки — оказаться в контейнере и быть доставленной туда,
куда захотел заказчик. За пределами терминала ведётся погрузка контейнеров на фургончики, которые уже везут их на загрузку в самолёты. Кстати, вопреки мнению некоторых людей, грузовые самолёты используют абсолютно те же взлетно-посадочные полосы, что и пассажирские самолёты, так же как они используют то же самое воздушное пространство. Только грузовые корабли «Прогресс» летают быстрее и выше. :)

Снимать обработку грузов было очень весело. Как я уже писал, именно в грузовом терминале мне подарили жёлтую жилетку Домодедово — очень классный сувенир. Буду её носить с форменной курткой Airbus. :) На сегодня это всё, что я хотел рассказать и показать вам про сортировку багажа и грузовой терминал аэропорта Домодевово. Завтра я расскажу вам, как попасть на контрольную вышку ATC (air traffic control) и покажу, что в ней происходит и что с неё видно.

Часть этих фотографий моих рассказов появится на фотовыставке в семейном центре «Самолёт».

Желаю вам удачи.