Аэростат "Пересвет"


16 декабря 2010 года состоялась презентация привязного аэростата "Пересвет", созданного госпредприятием "Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики" (ДКБА). Аэростат в настоящее время проходит заводские испытания, часть из которых состоялась в испытательном центре Роскосмоса в подмосковном городе Пересвет.

Аэростат "Пересвет" создан в рамках проекта "Мультипликация" в интересах Минобороны. Мобильный воздухоплавательный комплекс "Пересвет" разрабатывался прежде всего для продолжительного (до 15 дней) удержания на высоте до 3 км аппаратуры наблюдения, связи, раннего предупреждения атак противника и эффективной поддержки военных операций. Подобные комплексы десятками поставляются сегодня в американскую армию, находящуюся в горячих точках. По характеристикам "Пересвет" вполне сопоставим с лучшими зарубежными военными аэростатами данного класса, а по ряду показателей превосходит их.

"Пересвет" способен выполнять и гражданские миссии. В коммерческом сегменте рынка подобные аэростаты могли бы пользоваться спросом у операторов мобильной связи, интернет-провайдеров, охранных фирм. Именно на основе таких аэростатов возможно решить проблему "последней мили" для удаленных от экономических центров районов. Однако сейчас рынок воздухоплавательной техники ни в мире, ни в России еще не сформировался, поэтому аэростатическая техника выпускается отдельными экземплярами или мелкосерийными партиями, из-за чего цена на нее высока.

Аэростат "Пересвет" создан на основе 8-слойной полимерной ткани, которая была разработана в России. Материал сварен токами высокой частоты (ТВЧ), что обеспечило оболочке высокую надежность и повысило ее эксплуатационный ресурс до 5 лет. В СССР аэростатическая техника создавалась на основе прорезиненной ткани. Оболочки советских аэростатов сшивали, а затем проклеивали. Система получалась надежной, но тяжелой и недолговечной. Применение ТВЧ позволило увеличить грузоподъемность аппарата за счет облегчения веса самой оболочки.

Внутри газодержащей оболочки "работает" баллонет (мешок с воздухом под давлением), который в случае снижения внутреннего объема аэростата из-за утечки гелия, расширяется и заставляет оболочку аэростата поддерживать аэродинамическую форму. Для обеспечения стабильной работы баллонета на оболочке укреплены электродвигатели, нагнетающие в него воздух. Для работы всего бортового оборудования, включая полезную нагрузку, с земли по кабель-тросу подается электричество: 1000 вольт 50 ампер, в частности, для работы трех воздухозаборных двигателей требуется 27 вольт 16 ампер. В полевых условиях элетроток вырабатывает дизельный генератор. На случай форс-мажора, когда электричество на борт не поступает, имеется "технологическая альтернатива" для пополнения баллонета в виде специального воздухозаборного "кармана".

Масса полезной нагрузки на борту в зависимости от высоты стоянки может доходить до 400 кг. На максимальной высоте стоянки – 3000 м – аэростат "Пересвет" рассчитывался для удержания аппаратуры весом 250 кг.

Привязной аэростат "Пересвет" находится в стадии заводских и предэксплуатационных испытаний. На презентации присутствовали представители Минобороны, авиационного управления Минпромторга, ГосНИИАС, профильных НИИ Миноборны, руководство ряда крупных промышленных предприятий, воздухоплаватели, бизнесмены. Завершающий этап испытаний состоится в первом квартале 2011 г. и по их итогам руководством ДКБА будет принято решение о расширении данного сегмента рынка.

На презентации была представлена и другая разработка ДКБА – действующая прототипная модель беспилотного линзообразного дирижабля с рабочим названием "Кластер". Дирижабль также является частью специального проекта в интересах оборонного ведомства. Пока представлена модель с диаметром оболочки 5 м. На ней проводятся испытания отдельных узлов и систем для будущей 30-метровой тарелки, способной пролетать сотни километров, маневрировать и выполнять полетные задания в режиме дистанционного управления. Планируется, что в случае стабильного финансирования три линзообразных дирижабля будут переданы заказчику уже в 2014 г.